Театр А (Москва) и театр Аттис (Афины)
Биография
Новости
В театре
В кино
Книги
Аудио и видео
Интервью
Статьи
Фотографии
Гостевая
English / Theatre
Авторы
  К списку статей о спектакле "Квартет"

Газета "Экран и сцена", № 5 (161),
11-18 февраля 1993 года,

дуэт мнений вокруг "Квартета"
читать вторую статью  »»

Двое играют квартет

Алла Демидова и Дмитрий Певцов в спектакле "Квартет"
Алла Демидова и Дмитрий Певцов
в спектакле "Квартет"
Фото Александра Стернина
Источник: газета "Экран и сцена", № 5 (161),
11-18 февраля 1993 года

Передо мной театральная программа:

Театр А
Театр на Таганке
Театр "Аттис" (Афины)
представляют спектакль по пьесе
Генриха Мюллера "Квартет"

Лаконизм перечисления расшифровывается интереснейшей по новизне и значению информацией

"Театр А" - малая сцена Таганки, принадлежащая Алле Демидовой (ошибка - прим. ред. сайта). Она сама как художественный руководитель свободна в выборе репертуара и направления театра. Она же отвечает за его судьбу.

Театр на Таганке от первых своих дней и до сегодня любим и популярен, он отвечал всегда на "зов души" и умел оформить, задать еще не заданный вопрос. Новый театр на Малой сцене, вероятно, будет искать свою форму, но ведь времена меняются, и мы сами свидетели и участники "великих перемен". Возникают иные, чем раньше, вопросы. Судя по премьере Театра А, в недрах старой Таганки слышно дыхание дня наступающего и еще не наступившего. Новый театр не теряет связи с театральными традициями "alma mater" - он новый побег того же ствола.

Театр "Аттис" - современный греческий театр, который нам пока мало знаком. Художественный руководитель, режиссер Теодор Терзопулос прежде всего имеет свой собственный театральный язык, свой стиль. Мы знаем его по "Персам" Эсхила, показанным во время "Чеховского фестиваля" в Москве осенью 1992 года.

Итак, Алла Демидова и Дмитрий Певцов играют "Квартет" Мюллера в постановке Теодора Терзопулоса на сцене Театра А. Это ли не событие в нашей культуре?

Мюллер - писатель исхода ХХ века. Его пьеса "Квартет" написана по мотивам романа конца XVIII века "Опасные связи". Роман этот был неоднократно экранизирован. Конец XVIII века отражается в зеркале XX. Меняются костюмы, но мы узнаем друг друга. Не помню, кто сказал, что одного романа "Опасные связи" достаточно, чтобы понять неизбежность революции. Пьесы "Квартет" тоже достаточно, чтобы видеть, над какой бездной мы балансируем. Она в нас самих, в нашем саморазрушении, в том, что называется "выпадением из культуры". "Квартет" Мюллера - не интрига отношений, а смертельный исход.

Теодор Терзопулос решает пьесу в мифологическом ключе. Категория времени как бы выпадает ими, пользуясь репликой текста, "убивается", уничтожается. И весь театральный образ постановки балансирует на грани "превращений".

Не программе изображен тигр с оскаленной пастью. "Высшее счастье - счастье зверя", - декларирует героиня, и превращается в зверя, слизывая кровь с лица убитого Вальмона. Путь в домифологическую расчлененность угрожающе сокращен. Он идет через самоистребление и агрессию, как в "Гернике" Пикассо.

Сила Терзопулоса в том, что интеллектуальное размышлении Мюллера он воплощает театрально-художественными средствами в первоначальном и забытом значении "представления". Маленькая площадка накрененной под углом сцены концентрирует действие, развивая энергетику необычайной силы.

Режиссерская задача исключает импровизацию, вводя действие в точно хронометрированное время ритмической пластики движения. В языке живописи эту концепцию можно назвать цвето-кинетикой и, вероятно, о таком именно театре мечтал Василий Кандинский. Но пока идея воплощается, проходит много времени.

Изобразительно стиль этой постановки решен в нескольких измерениях: по ту и по эту сторону бытия. Грань утонченного барокко с бесформенностью сгустков цвета. Двойственность задана уже началом спектакля: застывшей марионетки Вальмона, в камзоле XVIII века с косой, перед внепредметной фигурой золотистой, переливающейся, пред стонущим, бормочущим "чем-то".

Точно так же марионетка девственницы Сессиль Воланж становится темным дымным коконом; мужчина - женщиной и наоборот. Ритм движения актеров-марионеток замирает на миг изысканным рисунком античной вазы и вдруг, как-то вдруг, распадается бесформенной кучей ползающих, извивающихся звероподобий.

Все драматургические и изобразительные средства театра Терзопулоса есть единая форма - и она играет спектакль. Она вбирает, впитывает в себя, подчиняет себе и актера, и весь реквизит. Актер вписан в общую жизнь формы, а не доминирует в ней.

Теодор Терзопулос не моралист, но его никак нельзя обвинить в том, что он делает спектакль для снобов. Все серьезно, иронично, трагично и смешно. Двое играют поучительный квартет на вечную тему красоты и разрушения и той невидимой грани, которая отделяет одно от другого.

Паола Волкова


  К списку статей о спектакле "Квартет"


  



Биография| Новости| В театре| В кино
Книги| Аудио и видео| Интервью| Статьи и ...
Портреты| Гостевая| Авторы
Интересные ссылки
© 2004-2017 Copyright