Театр на Таганке
Биография
Новости
В театре
В кино
Книги
Аудио и видео
Интервью
Статьи
Фотографии
Гостевая
English / Theatre
Авторы
  К списку статей о спектакле "Электра"

Газета "Вечерняя Москва",
среда, 6 января 1993 года

СВЯЩЕННОЕ ЧУДОВИЩЕ


На Таганке идет "Электра". Для тех, кто любит театр, это - событие. Событие хотя бы потому, что на сцене - античная трагедия, а не ее осовремененные версии, пусть и талантливые. Событие еще и потому, что в роли Электры - Алла Демидова.

Алла Демидова - Электра

Электра -
Алла Демидова

То, что она актриса трагедийная, ясно давно и подтверждено многими ролями в кино и театре. Ольга в "Дневных звездах", Мария Спиридонова в "Шестом июля", Леся Украинка в "Иду к тебе", Гертруда в "Гамлете", цветаевская Федра - перечень можно продолжить. Но и в этом ряду Электра особняком.

Здесь у актрисы роль в полный рост ее таланта… Великая актриса в великой трагедии… Писать такие слова вроде как и неловко, но и сказать меньше - все равно, что соврать. Греческие журналисты, увидевшие премьеру спектакля раньше москвичей, окрестили Демидову "священным чудовищем". Здесь и поклонение, и восторг, и ужас - все вместе…

Еще Фейхтвангер заметил, что трагедия нередко потрясает нас и тогда, когда нам чужды мотивы поступков героев, непонятен их смысл. Как пример он вспоминал Антигону, идущую на смерть ради того, чтобы предать земле тело погибшего брата - разве соизмеримы в наших глазах цель и плата за нее? И что касается Электры, то тут тоже много, очень много спорного.

Так ли права она в своей неудержимой жажде мщения? И мщения кому? Матери! Мать убила отца, расквитавшись с ним за то, что он принес в жертву богам их дочь Ифигению. Разве у ее поступка не было веских резонов?. Разве у нее, как у Электры, нет оснований считать, что правда на ее стороне? Екатерина Васильева, со всей искренностью, убежденностью играющая Клитемнестру, нимало не сомневается в праве своей героини на мщение.

Месть - не лучшее из человеческих проявлений. Кровь рождает кровь, торжествует не справедливость, а воронье, жиреющее на трупах. Да и нужно ли было делать спектакль о мести в момент, когда в обществе так накалены страсти - политические, национальные, когда любая случайная искра грозит детонировать взрывом.

Алла Демидова - Электра

Электра -
Алла Демидова

Нет, Демидова играет не фанатизм, не разрушительную волю к отплате злом за зло. Месть не греет воспаленные чувства ее Электры, скорее, напротив, страшит, даже отвращает. Если бы она могла не мстить! Не может! Такова воля богов, она сосуд этой божественной воли, на нее возложено, не расплескав, донести ее до брата Ореста, вершителя отмщения.

В том, что она творит, есть скорбная неизбежность, наполняющая образ ощущением трагизма. Трагедия не в том, что Электра Демидовой - соучастница убийства матери (этого хватило бы для драмы или мелодрамы), трагедия в том, что она соучастница убийства, сама идея которого противна ее человеческой сути.

Скромный, не слишком бросающийся в глаза штрих: на шее у Демидовой крест, маленький христианский крестик, хотя, как известно, Христос пришел в мир на три века позднее, чем увидела свет "Орестея" Эсхила. Анахронизм? Если и так, то как вполне сознательный, введенный не для поверхностного осовременивания пьесы. А может, это и не анахронизм вовсе: заповеди христианства витали в воздухе и до Христа…

Режиссура Любимова обретает в "Электре" новое дыхание. Мастер, столь любимый зрителем в застойные времена, умевший протаскивать в своих спектаклях свободное, не задушенное цензурной пятерней слово, делавший их вызовом, а подчас и пощечиной власти, долго не мог найти модус взаимоотношений со зрителем. Удивишь ли кого смелым словом во времена, когда все осмелели до наглости? Нужны ли кому обличения власти, скончавшейся не только морально, но и физически?

При всем том новом, что появилось в режиссуре Любимова, в сценографии, гримах, пластическом рисунке и главных ролей, и хора, решенного почти как кордебалет, при всем "академизме" постановки и не слишком привычной Таганке почтительности к классическому тексту в "Электре" узнается Любимов прежний. Здесь та же тяга к театру небудничному, поэтическому. И, главное, здесь тот же живой современный нерв спектакля. Впрочем, на этот раз понимание современности уже, пожалуй, иное, чем в прежние годы.

В "Электре" нет прямых отсылок к современности ("аллюзий", как любило говорить начальство), нет "фиг в кармане", суеты сведения счетов с сегодняшними болячками, прозрачных намеков на современных персонажей. Электра - это Электра. Орест - это Орест, Клитемнестра - Клитемнестра, и никто ни за кем не прочитывается. Спектакль выше суеты, выше житейских забот и политических страстей, выше привычного градуса наших чувств и привычного потолка размышлений. Он о вечном - о высокой человеческой страсти, которой человек отдает себя, повинуясь ниспосланному свыше "надо". И в этом остром ощущении необходимости подняться над всем эгоистическим, своекорыстным, вслушаться в высшую волю, отдать себя ей - и современность, и пафос, и, если хотите, злободневность спектакля.

Александр Липков


  К списку статей о спектакле "Электра"


  



Биография| Новости| В театре| В кино
Книги| Аудио и видео| Интервью| Статьи и ...
Портреты| Гостевая| Авторы
Интересные ссылки
© 2004-2017 Copyright