Биография
Новости
В театре
В кино
Книги
Аудио и видео
Интервью
Статьи
Фотографии
Гостевая
English / Cinema
Авторы
  К списку статей о фильме "Настройщик"

"Московские новости", № 32 (1250)
сентябрь-октябрь 2004 года

Вальс побежденных


Кира Муратова и Алла Демидова
на съемках фильма "Настройщик"
Источник: журнал "МК бульвар",
№ 45 (387), 2004 год

В страну, где обожествление денег стало государственной идеологией, где мнимое искусство без колебаний становится на сторону сапога, кулака, человека с ружьем и кошельком, пришло сообщение издалека, "с обочины". С чужой ныне планеты Украина, где в городе Одессе живет абсолютный, чистый художник, укорененный в русской культуре, изумительный кинорежиссер, который всегда был и есть на стороне побежденных. Там, где обитают старые женщины, нищие учителя, чувствительные милиционеры, словом, "второстепенные люди"; в этом смешном, жалком и прекрасном мире есть смерть, болезни, страдания - но и любовь, взаимопомощь, искренность и честность. Разумеется, я говорю о режиссере по имени Кира Муратова. Ее новый фильм "Настройщик" закрыл фестиваль "Окно в Европу" в Выборге и едет теперь на внеконкурсный показ в Венецию. Это выдающаяся картина, и все любители кино рады, что продюсер Сергей Члиянц взялся за это дело и довел его до победного конца, не испортив замысел режиссера. По темпоритму, по энергии выразительности, по острейшему чувству кино Муратова в этой картине далеко обходит не только тех, кто по возрасту годился бы ей в сыновья, но и своих шаловливых "киновнуков". А уж если вести речь о смыслах и чувствах, о глубине и правдивости актерских работ, тот тут и конкуренции нет: так, как в "Настройщике" играют Алла Демидова и Нина Русланова, давненько никто не игрывал.

"Настройщик" - черно-белый, камерный фильм, чье действие происходит вроде бы "здесь и сейчас", если судить по отдельным деталям (предметом вожделения, к примеру, служат доллары), с четким сюжетом и отлично вылепленными характерами (автор сценария - Сергей Четвертков, при участии Евгения Голубенко и Киры Муратовой). Жанр картины я бы определила как "трагикомедию нравов", причем границы современности тут разомкнуты - у человеческих нравов "Настройщика" чувствуется сильный привкус вечности, повтора неизменной сути в меняющихся обстоятельствах.

У моря, в добротных домах, заполненных ценными знаками прошедшей жизни, живут две пожилые женщины - интеллигентная ухоженная дама с претензиями на аристократизм, Анна Сергеевна (Демидова), и простецкая, разбитная, не изжившая еще женские поползновения Люба (Русланова). Однажды в их однообразном быту появляется симпатичный, любезный и еще молодой человек - Настройщик (в этой роли наконец-то блеснул куда-то пропавший с глаз россиян превосходный комедийный артист Георгий Делиев, руководитель комической труппы «Маски-шоу», земляк Муратовой - одессит). Бывший пианист, перебивающийся случайными заработками, он ютится на чердаке театральных мастерских, да не один, а с роскошной дивой, из прихоти делящей с ним авантюрное существование. То, что дело настройщика - не шутка, мы понимаем, когда из-под неказистого одеяла выпрастывается голова Ренаты Литвиновой. Это сверхъестественное явление честным трудом не прокормишь. И действительно, парочка настроена отнять у Анны Сергеевны ее сбережения, притом Дива, как ангел-терминатор, без колебаний требует убийства, а Настройщик, по врожденному артистизму и беззлобности, склоняется к невинному жульничеству.

Обманут, ясное дело, обманут, мы весь фильм знаем, что обманут - беспомощных, доверившихся, наивных - и обманут творчески, с применением хитроумных фокусов и головоломных трюков. Но история обмана оказывается вместе с тем историей победы - победы побежденных, триумфа униженных и преданных.

Кира Муратова на этот раз гармонично соединила любимую жизнь и любимое кино в едином творческом движении: все второстепенные линии, все детали служат основной теме, музыке горько-радостного проживания жизни. Муратова воскрешает чувствительное пространство итальянского неореализма с его заботами о человеке, выстраивает могучую антитезу этой милой чувствительности (жизнь безжалостна, и глупо надеяться на снисхождение, старые Кабирии подлежат вечному обману), но в итоге, несмотря ни на что, побеждает глупая, наивная "человечность". Если в кадре по сюжету мечется беспомощная, обманутая пожилая женщина, не много надо ума, чтобы надавить на минор и выжать из зрителя слезу. И высмеять такое явление - тоже невелика штука. Муратова же делает так, что становится очевидным - эта женщина в своей беспомощности и потерянности хороша и прекрасна. От чистой жизни, от любви, доверчивости, порывов души, бескорыстия лица людей обретают четкую выразительность, хорошеют. А вот от нечистой может случиться так, как случилось с Настройщиком, потерявшим лицо. Муратова без всякого гнева, с юмором и симпатией разглядывает своего "плохого" героя. Он и сам бедняк, потерянное испорченное дитя, артистический прохвост. Но от дурной своей жизни и беспросветной лжи человек стерся, обезличился, стал никаким. Когда в финале картины женщины пытаются описать следователю внешность преступника, оказывается, что описать-то ее невозможно, да и мы, зрители, понимаем, что не могли бы с уверенностью сказать, какой был у Настройщика нос или какие глаза, хотя смотрели на это лицо часа полтора…

Муратова не сентиментальна. Судьбу человека, скорее всего, вершат терминаторы вроде сыгранной Литвиновой прекрасной и беспощадной Лины (именно что сыгранной, поскольку это существо ничем не напоминает, скажем, славную Лару из фильма "Небо. Самолет. Девушка" и, может, все-таки не отказывать Литвиновой так уж уверенно, как делают многие, в актерском таланте?). В одной сцене Лина-Литвинова, сидя за обильным столом в летнем ресторане, подзывает из каприза нищенку, женского уродца, и потчует ее всякими яствами, с жадным любопытством разглядывая толстое тело в отрепьях, дебильную физиономию. В поступке, имеющем видимость благотворительности, нет и тени доброты - так забавляется равнодушие. Да способны ли вообще сильные, сильные красотой, деньгами или природной энергией, к состраданию? Вряд ли. А притом и Лина - не чудовище, она на свой лад забавна, как забавно, причудливо и пестро все население картины Муратовой. Люди интересны и живописны, люди по-прежнему стоят внимания художника, но вот что-то в них, конечно, расстроилось, как бывает расстроенным фортепьяно, и если чуткое ухо профессионала всегда отличит фальшивые звуки и неверные тоны, то понять в обычной жизни, врет человек или говорит правду, невозможно. А потому способность верить и доверять в этом мире - конечно, чудо. И носительницы чуда, Люба и Анна Сергеевна, с их трогательной настороженностью и мгновенным откликом на возможность понимания, веры и любви - прекрасны. В последней сцене Анна Сергеевна, задыхаясь от пережитого горя, начинает оправдывать обманщика и винить себя - тут, конечно, "пробивает" по-настоящему. Ведь как ни закаляйся умом, душу, если она есть, не проведешь… Стоит ли добавлять, что Демидова и Русланова, ведя свои партии, не издали ни единого фальшивого звука - Кира Муратова известный "настройщик" артистов.

Наполненный юмором, изысканной печалью, остроумными цитатами (и самоцитатами в том числе), фильм Муратовой рассказывает о том, что каждый человек, в сущности, верен только музыке своей внутренней жизни, "каким в колыбельку - таким и в могилку". И если режиссеру больше по душе "вальс побежденных", доверчивость слабости, чистота наивности, тотальная беспомощность души, то сама Муратова, не любящая ни "большого стиля", ни лишнего пафоса, заметила бы, что это вопрос музыкального вкуса.

Год своего юбилея (день рождения - 5 ноября) Кира Муратова встречает во всеоружии мастерства. Однако я имею тревоги. Принадлежа российскому кино, она живет в другом государстве. Смогут ли наши власти пренебречь формальностями и достойно отметить заслуги Киры Георгиевны перед Отечеством? Подготовлены ли уже соответствующие указы? Изучено ли материальное положение художника на предмет всемерного улучшения? Выйдет ли к юбилею собрание сочинение режиссера? Это не мелочь - как не мелочь тринадцать фильмов Киры Муратовой.

Татьяна Москвина


Прямая речь

Актеры о " Настройщике" Киры Муратовой

Алла Демидова:

"Мне нелегко было сниматься у Киры Муратовой, как нелегко в свое время было работать с Андреем Тарковским или театральным режиссером Анатолием Васильевым. Нелегко, но очень интересно, как и бывает в работе с крупным художником.

Я впервые играю доверчивую, искреннюю и наивную современную женщину. Я очень рада, что в этой картине я сыграла вместе с моей любимой собачкой пекинесом Микки, который впервые дебютировал в фильме Владимира Грамматикова "Маленькая принцесса".

Георгий Делиев:

"С ней легко было работать. Она не останавливала игру, не следила за точностью излагаемого текста, полностью полагаясь на интуицию актеров."


  К списку статей о фильме "Настройщик"


  



Биография| Новости| В театре| В кино
Книги| Аудио и видео| Интервью| Статьи и ...
Портреты| Гостевая| Авторы
Интересные ссылки
© 2004-2006 Copyright