В фильме "Чайка"
Биография
Новости
В театре
В кино
Книги
Аудио и видео
Интервью
Статьи
Портреты
Гостевая
English / Cinema
Авторы
  К списку киноролей

Чайка


Антон Чехов

Киностудия "Мосфильм"
1970 год
режиссер: Юлий Карасик

в ролях: Алла Демидова, Владимир Четвериков, Николай Плотников, Людмила Савельева, Валентина Теличкина, Юрий Яковлев, Ефим Копелян, Армен Джигарханян, Софья Павлова, Сергей Торкачевский, Сергей Смирнов, Генрикас Кураускас



"Экран", 1971-1972

"Чайка"
Аллы Демидовой

Кадр из фильма "Чайка"

Аркадина - Алла Демидова
Кадр из фильма "Чайка"

В статье о чеховских фильмах 1971 года Т. Шах-Азизова написала: "Экранизация "Чайки", сделанная Карасиком, получилась досадно холодной и иллюстративной… В картине выбивается вперед то, что сильнее: в стилистике - проза, в настроении - вялость, среди людей не поэт Треплев, не "чайка" Заречная, а умная хищница Аркадина, с жестокой точностью сыгранная Демидовой".

Во всем соглашаясь с этой оценкой, попробуем все же чуть уточнить ее - сформулируем то же немного иначе: "Выбивается вперед то, что сильнее: не "чайка" Заречная, а "чайка" Аркадина". Впрочем, нетрудно предвидеть и недоумения: Аркадина - чайка? Да полноте…

Алла Демидова по поводу роли в фильме Карасика публично не высказывалась, интервью не давала. Сошлюсь поэтому на слова, сказанные ею вроде бы между делом, для печати не предназначавшиеся, но отношение актрисы к образу в них выражено со всех определенностью.

- А знаете, - это говорилось еще только в начале работы над ролью, во время кинопроб, - ведь у Чехова названия часто бывают с двойным дном. Скажем, "Вишневый сад". Он и вишнёвый, он и вишневый, то есть тот, в котором вишни растят на продажу. Или "Чайка". Обычно думают: чайка, парение, красота, свободный полет. Но ведь среди птиц чайка выделяется и другим - тем, что ест падаль. Как воронье…

Таково кредо роли Демидовой: красота и порочность, блеск и гниль - все это не механически наложено друг на друга, а переплетено, сплавлено. Именно в этом необычном единстве и заключена "жестокая точность" игры Демидовой, безжалостная, беспощадная.

Впрочем, забудем на минуту все то, что здесь было сказано об Аркадиной - Демидовой. Припомним саму роль.

Она появляется в лиловатом вечернем сумраке, окруженная ореолом столичной славы, - актриса, знаменитая, прославленная. Эффектный золотистый парик, ярко напомаженные губы, папироса с невероятно длинным мундштуком в тонких красивых актерских пальцах. Она шествует, ступает, снисходит с олимпийских высот, чтобы взглянуть на дилетантский опус сына, на провинциалку Заречную, которая будет изображать Мировую душу. И она, Аркадина, никак не может понять, почему так оскорбительны для сына незначащее замечание "серой запахло", негромкий смешок, деланное внимание, с которым она пытается смотреть пьесу. Черствость души? Но это же не со зла, не нарочно. Ведь в той же Аркадиной нельзя не ощутить и ранимость и беззащитность. Она не в силах удержать слезы, столкнувшись с самой примитивной грубостью управляющего, она готова на коленях умолять Тригорина, целовать ему руки, лишь бы он не покидал ее. Она добра и ласкова, когда перебинтовывает голову сыну. Но в тех же самых сценах вместе с жалостью и сочувствием к ней мы испытываем другие, далеко не столь благожелательные чувства. Мы замечаем ее элементарную ограниченность, нежелание понять самые простые хозяйственные заботы своего управляющего. Ее мольба к Тригорину до конца искренна, но вместе с тем и притворна, актерство стало уже ее сутью, ее ведет "чувство партнера" - как только Тригорин сдался, обмяк, ее интонации становятся равнодушными и жесткими, она уже знает: он в ее власти. Сцена с Треплевым сыграна на пределе безжалостности к своей героине, на полном обнажении внутренней сути: секунду назад она была терпеливой, ласковой матерью, а сейчас с ее выпрямившихся в струну губ слетают резкие, бьющие как пощечины слова: "Приживал! Оборвыш! Ничтожество!" И еще через мгновение она будет плакать, утешать сына. Но слова уже брошены. Их трудно не вспомнить потом, когда в финале из комнаты Треплева грохнет выстрел…

Собственно говоря, а что нам Аркадина, что нам ее корыстные заботы, ее слепота, ее мелочность, ее заурядность, легко открывающаяся за эффектным фасадом знаменитой признанной актрисы? А вот что.

Короче и проще суть дела можно выразить одним словом: неинтеллигентность. Пожалеем Аркадину, ведь это ее беда. Но только ли пожалеем? Ведь она не просто актриса, она слава русской сцены, цвет интеллигенции российской. А значит, беда уже не только ее самой, беда всего общества, если интеллигенция неинтеллигентна, если те, кто призван учить нас мыслить и чувствовать, сами мыслить и чувствовать неспособны.

Этим оправдана безжалостность актрисы, ее гнев, ее умная страсть.

…Сейчас на экраны вышел еще один фильм, в котором Демидова вновь показала себя во всей силе свого таланта - "Иду к тебе" Николая Мащенко, киноповесть о Лесе Украинке. И внешне и внутренне героиня Демидовой здесь прямой антипод ее "Чайке" - Аркадиной. У Леси ни грана показного, ненастоящего. Ее боль, ее страсть, ее страдание, ее сила, духовная и душевная, ее мужество - все это равно и до конца истинно и в жизни и в ее стихах. В Лесе - Демидовой поражает цельность, значительность личности, интеллигентность в самом высоком смысле этого слова, уважение к своему оружию - поэзии, верность своему долгу и призванию художника.

Актриса как бы продолжила ту же, что и в "Чайке", тему, повернув ее новой гранью, создав образ, достойный восхваления и подражания.


А. Бородин


  К списку киноролей


  



Биография| Новости| В театре| В кино
Книги| Аудио и видео| Интервью| Статьи и ...
Портреты| Гостевая| Авторы
Интересные ссылки
© 2004-2006 Copyright  Администратор сайта