Биография
Новости
В театре
В кино
Книги
Аудио и видео
Интервью
Статьи
Фотографии
Гостевая
English / Intervew
Авторы
  К списку интервью

Алла Демидова:

Что есть талант?



Кадр из фильма "Крейцерова соната"
Фото Е. Кочеткова

- Как вы относитесь к собственной популярности и к популярности артиста вообще? (В. Панина, Воронеж)
     - Своей популярности я не чувствую, не замечаю - ее, уверена, попросту нет у меня.
     Что же касается других актеров… Вот, скажем, в "Легенде о Тиле" я снималась вместе с Евгением Леоновым. Видела, как баснословно популярен этот замечательный актер. Мы приходили обедать в столовую, и ему подавали специально приготовленный салат: на тарелке красовался его собственный портрет, выложеный из аккуратно нарезанных долек морковки и свеклы. Представляете это красно-фиолетовое кулинарное признание в любви?! И ведь какой душевной щедростью, каким спокойствием надо было обладать, чтобы на такого рода проявления популярности всякий раз верно и чутко реагировать… Популярность Володи Высоцкого была прямо-таки сногсшибательной, причем едва ли не в прямом смысле слова. Ему не давали покоя ни днем, ни ночью - звонили, поджидали у подъезда дома, у служебного входа в театр, у проходной киностудии. О чем-то просили, умоляли, чего-то требовали… Он, помню, тяготился этим ужасно, уставал, раздражался. Я его жалела, искренно!

- Был ли Высоцкий вашим партнером? (Н. Абдурахманов, Грузинская ССР, Сагареджойский район)
     - Мы играли вместе в спектаклях Театра на Таганке "Гамлет" и "Вишневый сад". В последний год жизни Володи репетировали роли в его режиссерском дебюте, который так и не состоялся, - "Игра для двоих" Т. Уильямса. В кино вместе снимались однажды - в картине "Служили два товарища", да и то в кадре, как говорится, ни разу не сталкивались.

- Что для вас главное в поэзии Высоцкого? (С. Кучерявый, г. Андропов)
     - Звучащий нерв эпохи - выражение это стало уже банальным, затертым. Попробую найти другие слова. Вся поэзия, вообще все творчество Высоцкого основаны на чистоте чувств, возвышенности мысли и абсолютной правде, т.е. как раз на том, что, собственно, и отличает истинную поэзию, истинное искусство от суррогата и подделки. Его творчество народно. Он писал на языке улицы, повседньевья, на языке, каким мы все говорим. Преображенный, ставший благодаря его таланту фактом искусства, язык этот - а это ведь не одна только лексика, это мысли и чувства прежде всего! - возвращался на улицу, к людям. И потому творчество Высоцкого столь дорого, столь понятно и близко нам.

- Прочел где-то слова Пастернака о том, что Маяковского "убили дважды" - первый раз, когда допустили его самоубийство, и второй раз - когда превратили поэта в бронзового истукана. Не слишком ли мы усердствуем в поклонении Высоцкому? (В. Мизонова, Ленинград)
     - Для нас, живших и работавших с ним рядом, он всегда был "Володей, Володечкой", близким, родным и понятным человеком, а вся страна знала его "Высоцким", воспринимала чуть ли не мифом каким-то. Фамилия эта для многих была окружена ореолом загадочности, полудозволенности, устойчивого полупризнания-полузапрета. Теперь, кажется, идет обратный процесс: факты житейские, биографические становятся достоянием всех и каждого, Высоцкий признан. А мы… Мы пытаемся разобраться в истоках, корнях, основах гигантской его популярности и великого таланта, о полной мере которого мы в свое время если и догадывались, то лишь весьма смутно.
     Тиражирование Высоцкого считаю закономерным, естественным. Вероятно, вскоре особенно острый, ставший даже модным интерес к его личности поутихнет. Мода пройдет. Останется то, что и должно остаться: не подверженное влиянию времени уважение и любовь к большому русскому поэту.

- Кто ваши родители? (С. Семендеева, Алтайский край).
       Ваш дебют в кино? (Л. Павлова, Пермь)
     - Отец погиб на фронте. Мама работает старшим лаборантом в МГУ. Впервые снялась в массовке в фильме "Ленинградская симфония", затем сыграла роль физика в научно-популярном фильме "Что такое теория относительности". А настоящим кинодебютом обязана режиссеру Игорю Таланкину, пригласившему меня на главную роль своего фильма "Дневные звезды".

- Что вам интереснее играть - роли классические или современные? (В. Гоцуменко, Свердловск)
     - Отдаю предпочтение классике. Она лучше написана. В этом смысле мне повезло - в театре и кино работала над образами Л. Толстого ("Живой труп" и "Отец Сергий"), А. Чехова ("Вишневый сад", "Три сестры", "Чайка"), Ф. Достоевского ("Преступление и наказание"), В. Шекспира ("Гамлет"),

- Всегда ли вы согласны с режиссерской трактовкой роли, отстаиваете ли свое понимание? (Н. Грабарь, Амурская обл.)
     - Часто не согласна, но никогда не настаиваю на собственной точке зрения, потому что хорошо знаю (жизнь научила!) бесплодность споров с режиссерами.

- Что бы вы пожелали молодому актеру? (Н. Кудрина, Чита)
     - Сохранить достоинство. В актерской профессии это очень трудно и очень важно.

- Почему вы решили написать книгу об Иннокентии Смоктуновском? (С. Попов, Гомель)
     - Мое знакомство с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским началось давно, еще во время съемок "Гамлета", когда я безуспешно пробовалась на роль Офелии, а в тайне мечтала сыграть самого Гамлета (кстати сказать, была близка к осуществлению этой мечты - начинались репетиции для ввода меня на главную роль в уже готовый спектакль Н. Охлопкова в Театре имени Вл. Маяковского). Со Смоктуновским я работала затем на многих картинах: и в "Чайковском", и в "Выборе цели", и в "Живом трупе", и в "Легенде о Тиле". Но никогда не снималась с этим актером в одном кадре, рядом. И вот меня пригласили на главную роль в фильме "Дети солнца", на этот раз моим непосредственным партнером был именно он, Смоктуновский. Собственно, только поэтому я и согласилась. Во время съемок Иннокентий Михайлович часто высказывал свои неудовольствия по самым разным поводам, а так как ссориться я не люблю и не умею, решила записывать его "монологи" и "реплики". Делала это почти механически, скорописью, на оборотной стороне сценария. Потом прочитала записи, поняла - живой, интересный человек предстает в них. Оставила их почти в неприкосновенности и не то чтобы прокомментировала, а так, высказала на бумаге свои мысли "по ходу" и "по поводу". Вот и получилась небольшая книжка - совсем не анализ творчества Смоктуновского, а лишь попытка сквозь призму судьбы и характера этого человека посмотреть на общие для всех нас профессиональные проблемы.

Почему именно Смоктуновский? Да потому, что считаю его самым интересным и самым большим актером нашего времени. Он интересен даже тогда, когда играет ниже своих возможностей.

- Успеваете ли вы заниматься домашними делами? (А. Дьяченко, Москва)
     - Да, весь дом на мне. Правда, у меня маленькая семья - муж, я, собака и кот.

- Как проводите свободное время? (А. Павловский, Московская область)
     - По-разному. Сейчас, например, пишу книгу о Владимире Высоцком.

- Помогает ли вам в работе муж? (В. Васильев, Ленинград)
     - Нет. В этом смысле мы не очень показательная пара. Я снималась лишь в одном фильме, поставленном по сценарию мужа, драматурга В. Валуцкого, "Повесть о неизвестном актере", да и то перессорились мы с ним изрядно. Когда начла писать, он рукой мастера "прошелся" по моей книге "Вторая реальность". Для меня это было хорошей "школой". Теперь, однако, к моим рукописям он не прикасается. Считает, что я пишу так непрофессионально, что если править всерьез, надо переписывать все от начала до конца… Быть может, говорит, ты сумеешь доказать, что такого рода непрофессионализм - твой индивидуальный стиль.

- С кем из режиссеров вам работалось особенно интересно? (В. Бражников, Омск)
     - В театре - с Любимовым и Эфросом. В кино кого-то конкретно выделять не хотелось бы. Скажу только, что снималась у Райзмана, Зархи, Тарковского, Швейцера, Венгерова, Таланкина, Карасика, Авербаха, Шепитько, Алова и Наумова, Басова… Как видите, список внушительный.

- Согласны ли вы с утверждением о том, что кинематограф переживает сейчас кризис? (О. Клочкова, Волгоград)
     - Нет, думается, это поспешное и излишне категоричное суждение. Его корень и первопричина в том, что у людей по-настоящему болит душа за любимое искусство.

- Как относитесь к критике? (Т. Паскель, Донецк)

- Никак. Я не читаю и, честно говоря, не вижу смысла читать, что обо мне пишут. Я знаю о себе и о своей работе больше, чем кто-либо другой. К тому же я не страдаю излишней самодостаточностью - меня не надо одергивать и "ставить на место". Понимаю, мое отношение к критике отнюдь не достоинство, но раз уж спросили…

- Что такое талант? Можете ли вы сразу распознать талантливого человека? (О.Маслова, Ярославль)
     - Талант - это ощущение, понимание гармонии. Мастерство - способность эту гармонию выразить. Призвание - невозможность жить, не выражая гармонию, не реализуя на деле свое мастерство и свой талант. А распознаю талант и, как мне казалось до сих пор, безошибочно, скорее - на уровне интуиции, неким шестым чувством. Угадываю его - так вернее. Этой моей - не такой уж, кстати, редкой - способностью я объясняю и попытку преподавать в театральном училище, и скорую усталость от педагогической деятельности: возможности каждого студента в один прекрасный момент становились для меня более чем определенными…

- Что нового привнес в Театр на Таганке избранный главным режиссером Николай Губенко? (Е. Зобнина, Москва)
     - Пока он снимает свой фильм. Но надежды, безусловно, есть. В театре идет восстановление старых спектаклей: "Послушайте!", "Мастер и Маргарита", "Дом на набережной".

- Как вы относитесь к интервью? (С. Громыхало, Москва)
     - С пониманием. Прежде всего - с пониманием задачи современной прессы и стремления читателей как можно больше знать о жизни, взглядах и творчестве актеров. И все же знаю, что ни одно интервью ни в коей мере не адекватно творчеству и личности актера. Актера надо понимать только через его роли. Они - его исповедь, его ответы на самые острые и неожиданные вопросы времени и зала.

- Чего вы не можете простить человеку? (В. Кухтин, Москва)
     - Предательства.

Ответы записал
М. Левитин


  Предыдущее интервьюСледующее интервью  


  К списку интервью


  



Биография| Новости| В театре| В кино
Книги| Аудио и видео| Интервью| Статьи и ...
Портреты| Гостевая| Авторы
Интересные ссылки
© 2004-2017 Copyright