Биография
Новости
В театре
В кино
Книги
Аудио и видео
Интервью
Статьи
Фотографии
Гостевая
English / Articles
Авторы
  К списку статей

Газета "ДОМ АКТЕРА"
№ 7 (110), сентябрь, 2006 г.
"ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО АКТЕР"


Ольга Галахова

ЛИКИ РОЛИ


Алла Демидова в роли Электры

Алла Демидова
в спектакле
Театра на Таганке "Электра"
(режиссер Юрий Любимов),
Источник фото: журнал "Лимузин"
№ 6, 1997

Алла Сергеевна Демидова прошагала через эпохи бури и натиска шестидесятых с новым и последним витком их романтической веры в социализм с человеческим лицом до нового миллениума, полного разочарований в ближнем прошлом, нигилизма относительно настоящего и смутными, тревожными предчувствиями будущего, проявив в самые разные времена стальную волю и железный характер. В эти мятежные полвека она не позволяла себе накренить свой парус в хаосе времени, удерживая его твердой рукой.

Сегодня трудно разглядеть в этой актрисе, столь уверенно царствующей на подиуме, юную абитуриентку, которая в середине пятидесятых пробует поступить в Театральное училище им. Б.В. Щукина. Известно, что с первого раза сей бастион ей не дался. Вчерашняя школьница на приемных экзаменах была зажата, врожденная скромность настолько мешала ей раскрепоститься, что девочка "показалась" хуже, чем могла бы.

Как знать, не прояви она ту самую настырную волю буквально через несколько лет, стала бы сейчас доктором экономических наук. Но, получив первый удар по своим притязаниям, Демидова не сдалась, возможно, решила подчиниться обстоятельствам и пойти по стопам родителей, как это часто случается. Мама работала на экономическом факультете МГУ, куда и поступила Алла Демидова. А возможно, в том выборе присутствовала и доля вызова. Не получилось пойти в "лирики" - пойду в "физики". Как известно, клин клином вышибают. Но соблазн театром зрел и в университете, причем не в меньшей, а, быть может в большей степени. И, став студенткой, слушающей по утрам лекции по политэкономии, вечера она проводила в Студенческом театре МГУ, руководить которым пришел такой талантливый и незаурядный актер, режиссер как Ролан Быков.

Здесь она сыграет первые роли, здесь схватит свою синицу и уже из рук не выпустит. Здесь нить Ариадны начнет распутывать клубок, который покатится, уводя Демидову из университетских аудиторий обратно в щукинское училище.

Правда судьба словно подсмеивается над Демидовой, леший водит ее, заставляя блуждать по театральному лесу Москвы. Клубок закатывается в студию Ленинского комсомола, откуда Демидову исключают за профнепригодность. Но то был уже, вероятно, не удар фатальной силы, а легкая пощечина, поскольку вскоре дипломированный экономист Алла Демидова успешно поступает в щукинское училище на курс Анны Орочко, той самой, кто получил уроки Вахтангова из первых рук. Это она играла Адельму в вахтанговском спектакле "Принцесса Турандот", это ее Вахтангов в своих режиссерских планах видел сначала в роли Горацио, а потом в роли Гамлета (в смену с Юрием Завадским).

Зачастую учителя распознают в своих учениках самих себя. Пересечения, совпадения биографий мастера и его подопечного способствуют порой установлению особых отношений - духовного родства, желания передать свой опыт, продлиться в жизни своих одаренных учеников.

Свои пересечения были у педагога Анны Орочко и ее уже взрослой ученицы. И та, и другая шли непроторенными путями к профессии. Есть какая-то рифма в том, что Орочко - дочь "государственного преступника и ссыльного поселенца" - сначала училась на высших женских сельскохозяйственных курсах в Москве, совмещая поначалу штудии аграрного дела с занятиями в Студенческой драматической студии. Алла Демидова, когда ей было восемь лет, потеряла отца, погибшего во вторую мировую под Варшавой (отец был репрессирован до войны, но потом его отправили на фронт), училась экономике и в параллельно пробовала себя в театре.

Анна Алексеевна Орочко

Анна Алексеевна Орочко
в фильме "Алые паруса"
Источник фото:
proekt-wms.narod.ru

Совсем неслучайно, вероятно, Орочко репетировала со своей студенткой Гамлета, которого так и не сыграла у Вахтангова, но сыграла Гертруду у Акимова. И Демидова также сыграла Гертруду у Любимова, но, в отличие от своей наставницы, - и Гамлета в спектакле "Гамлет-урок", поставленном греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом.

Электра Софокла в репертуаре Орочко в сороковые отзовется в судьбе ее ученицы в девяностые циклом трагических героинь. В репертуаре Демидовой в смутное время Таганки появится расиновская Федра (цветаевская Федра - прим. ред. сайта) в режиссуре Виктюка, позднее - Электра Софокла в спектакле вернувшегося Любимова, Медея - в пьесе Мюллера-Еврипида у Терзопулоса на родине греческой трагедии.

Казалось бы, когда мастерство первой актрисы Таганки достигло своего апогея, когда за плечами остались актерские работы, вошедшие в историю театра - госпожа Янг в "Добром человеке из Сезуана" (дипломный спектакль, открывший Таганку Юрия Любимова), Гертруда в "Гамлете", Мелентьевна в "Деревянных конях", Раневская в "Вишневом саде" Анатолия Эфроса, Маша в "Трех сестрах", ей бы играть и играть.

Но Демидова не оказалась исключением в новейшем времени, к которому, кажется, потеряла интерес. Стать свидетелем того, как бывшие единомышленники делили Таганку, как на глазах дом, в который пускали избранных, превратился в коммуналку, выставившую беды на обозрение, а бывшие соратники проложили между двумя сценами - новой и старой - берлинскую стену, было невыносимо тяжело. Свары победили искусство. Уже спектакли, которые открывали новые миры, публика, способная сердечно и благодарно отзываться на слово, мысль, метафору - постоянную спутницу любимовских спектаклей, - стремительно удалялись в прошлое.

Но те, кто видел Демидову в лучшие годы Таганки, не могли не понимать, какого масштаба актриса представала перед ними. В сценических дуэтах с Владимиром Высоцким (Гамлет, Лопахин) схлестывались лед и пламень, обжигающие одинаково.

Ни грамма спрятанных беспокойных чувств на обозрение, ни малейшего повода усомниться в пошатнувшемся датском престоле Гертруда Демидовой не давала. И хоть на сцену и не выходила дворцовая свита, но актриса отыгрывала любопытные взгляды придворных, направленные на нее. Чувства были крепко затянуты в корсет, ее взгляд, устремленный в пустоту, казалось, отчаянно ищет ясности и вот-вот обнаружит ее. Ее Гертруда предвидела собственную гибель, изначально осознавая свою обреченность. Королева-мать ясно понимала, что за свое замужество на брате ее покойного мужа-короля ей придется платить самую высокую цену. Для нее становилось все яснее, что в том капкане обстоятельств, в который попала она, не было выхода. Она теряла сына, становясь заложницей рока, без вины виноватой. Смирение перед роком, страх потревожить судьбу неверным движением души, паралич воли, осознанный отказ от права на поступок - все это Демидова прятала в тайники своих переживаний. На сцену же выходила королева, привыкшая к ритуалам почестей, с пластикой мягкой, но уверенной в своем праве восседать на троне и держать спину при любых обстоятельствах. Эта Гертруда была умна, в ней жил дух благородного стоицизма, она изучала себя со стороны подобно Постороннему Альбера Камю. Она разрывала пуповину материнства. Ее уже не волновали ни собственные чувства к Клавдию, ни его к ней. Она ждала исхода.

Интеллект Демидовой, ее способность вчитываться в текст не хуже любого литературоведа, ее образованность сослужили актрисе, как ни странно, дурную службу. В нашей отечественной традиции почему-то ум противопоставляют сердцу, интеллект душе. Открытый темперамент, и вправду, Демидова позволяет себе нечасто. Сентиментальная слезливость не из арсенала ее выразительных средств. Актриса жесточайше контролирует себя, кажется, больше всего опасаясь впасть в банальность. Строго и бесстрастно караулит свои переживания, не разрешая им разгуляться в роли.

Суровая сдержанность, аристократический аскетизм, скупость в выражении прямых чувств - все это, действительно, присуще ее манере игры. Но если Алла Демидова позволяет себе открыться, то уж наверняка. Здесь непременно будет пик роли, концентрация, предел эмоционального переживания героини. Ее Маша в "Трех сестрах" копила боль, чтобы выплеснуть наружу в сцене прощания с Вершининым. Ироничная, снисходительная, царственная Маша, отпускающая ядовитые шуточки, ироничные комментарии, оказывается совсем не той, за которую себя выдает. В ней зреет отчаяние, одолевает тоска. И вдруг эта дочь царского генерала, аристократка с холодным умом, точным и беспощадным взглядом на человека, издает истошный крик, когда уходит Вершинин. Нет, Демидова не позволит себе бабий вой. Ее высокая статная и гордая фигура, казалось, в этой сцене вырастала в объеме. Она кричала небу о своем отчаянии, о мире, так испошлившем жизнь, о потерянной любви. Становилось отчетливо ясно, что после того, как полк покинет город, эта Маша будет доживать жизнь.

Наступило время одиночества для многих больших актрис. Их глубина, рафинированность, изящество, нервная и тонкая реакция на мир для огрубевшего времени стали казаться театральной манерой уходящей натуры. Нет места в современном театре, хотя и случаются роли, Анастасии Вертинской, Ольге Яковлевой, Маргарите Тереховой. Причина равнодушия современной режиссуры к этим именам, возможно, кроется еще и в страхе перед этими мощными индивидуальностями. Поскольку работать с теми, кто в свою очередь работал с О. Ефремовым, Ю. Любимовым, А. Эфросом, А. Тарковским, М. Роммом, Г. Козинцевым, М. Швейцером трудно и опасно. Да и самим актрисам, кажется, перестал быть интересен современный театр.

Алла Демидова оберегает себя от сомнительных проектов. Она позволила приблизить к себе в последние годы только Терзопулоса и Анатолия Васильева, сыграв Донну Анну, и Лауру в его спектакле "А. С. Пушкин. "Каменный гость" и другие стихи" в "Школе драматического искусства". Странно, но предпочла греческого режиссера даже Роберту Уилсону, возможно не захотев стать манекеном пусть в красивой упаковке. Еще снялась у Киры Муратовой. И еще одна отдушина актрисы - поэзия, которую время от времени она читает в филармоническом формате.

Алла Демидова и на Таганке в момент расцвета этого театра отвоевывала свое пространство. Не сливаясь с массовкой, она очерчивала свою неприкосновенную территорию, которая зачастую казалась мхатовским островком. И сегодня, когда эта актриса-легенда не стала связывать судьбу ни с одним из современных театров, она также оберегает свой одинокий остров, на котором ведет уединенное и сосредоточенное существование, изредка выбираясь на материк.


  К списку статей


  



Биография| Новости| В театре| В кино
Книги| Аудио и видео| Интервью| Статьи и ...
Портреты| Гостевая| Авторы
Интересные ссылки
© 2004-2017 Copyright